В ИрГТУ создан опытный участок по обработке композиционных материалов на базе научно-исследовательской лаборатории

26 Декабрь 2013

В ИрГТУ на базе научно-исследовательской лаборатории «Технологии высокопроизводительной механообработки, формообразования и упрочнения деталей машин» создан опытный участок по обработке композиционных материалов для авиационной промышленности. Участок оснащен современным обрабатывающим и контрольно-измерительным оборудованием известных мировых компаний Recules (Франция),AtlasCopco (Швеция) и BRUKER (Германия) на сумму около 13,5 млн рублей.

Актуальность исследований продиктована тем, что в аэрокосмической отрасли увеличивается объем использования композитов и титановых сплавов, обладающих высокими механическими характеристиками. Доля композиционных материалов в современном самолете достигает 50%.Основным методом для сборки композитных обшивок с металлическим каркасомв настоящее время остаютсясоединение болтами и клепка. При этом очень важным фактором является качество выполнения отверстий под крепежные элементы. Чтобы минимизировать погрешности установки, композитные панели и элементы каркаса, как правило, сверлят совместно в пакете. На Иркутском авиационном заводе (филиал ОАО «Корпорация «Иркут»), где будет происходить окончательная сборка пассажирского самолета МС -21, обработка смешанных пакетов планируется при стыковке крыльев авиалайнера с фюзеляжем. Предполагается, что крыло будет выполнено из композита, чтобы снизить массу самолета и сделать его конкурентоспособным. Отверстия в титановой и композитной частях самолета будут сверлиться теми инструментами и на тех режимах резания, которые сотрудники ИрГТУ сначала отработают в лаборатории. В феврале следующего года на ИАЗ начнется монтаж оборудования сборочных автоматизированных линий, где будут выполняться данные операции.
Ранее сообщалась, что проблема при обработке пакетов титан-композит возникает на стыке материалов, отличающихся по свойствам. В этом случае сложно подобрать оптимальный инструмент и режимы резания. Российские авиаконструкторы установили более высокие требования к точности и качеству отверстий в пакетах «титан-композит», чем в компаниях Boeing и Airbus. Для исследований по данной тематике в предыдущем совместном проекте с Корпорацией "Иркут" по изготовлению пассажирского авиалайнера МС-21 (в 2010-2012 гг.) университет привлекал фирмы SandvikCoromant и AtlasCopco. Благодаря сотрудничеству с данными компаниями ученые ИрГТУ получили определенный опыт и теперь могут самостоятельно проводить сложные исследования Иркутского авиационного завода.

Как сообщил научный руководитель лаборатории Андрей Савилов, опытный участок по обработке композиционных материалов оснащен двумя сверлильными машинами с автоматической подачей от производителей Recules (Франция) и AtlasCopco (Швеция). «Работа машин основана на различных концепциях. Recules имеет жестко заданные частоту вращения и подачу и предназначена для применения в промышленном производстве. Atlas Copco позволяет менять подачу и частоту вращения. Обе машины оснащены блоком микровибрации для измельчения стружки и станциями для подачи охлаждающей жидкости и системой автоматической смазки. Также на опытном участке имеется система аспирации (вытяжка продуктов сверления из зоны резания), которая состоит из нескольких блоков голландской компании Nederman. Мобильная установка позволяет выдвигаться в любую точку лаборатории и проводить показательные работы, семинары и демонстрации. Этот блок необходим для отработки реальных производственных условий. Каждая из сверлильных машин имеет автоматические клапаны, которые включают и выключают систему.
Кроме того, опытный участок, изолированный от общего пространства лаборатории, оснащен комплектом промышленной мебели фирмы Hoffmann– это два специальных верстака и шкафы, где хранится режущий инструмент. Верстаки интересны удобной и практичной системой тисов (тиски для закрепления заготовок). Наш принцип: на рабочем месте мелочей нет, все должно быть максимально удобно и эргономично», - сказал А. Савилов.
Руководит опытным участком научный сотрудник лаборатории Юрий Иванов. Он отмечает, что задача поставлена многоплановая: необходимо за минимальное время и с максимальной производительностью получить отверстия в сложных деталях из титановых сплавов и композитных материалов, размер и шероховатость которых будут соответствовать требованиям конструкторской документации. Преимущество нового оборудования состоит в том, что оно является высокоточным. Для измерения шероховатостей отверстий применяется оптический профилометр BRUKER (высокие температуры вызывают повреждение композита в области отверстия), который установлен в лаборатории на участке измерительных средств.

Также в исследованиях занят студент 5 курса специальности «Автоматизация машиностроения» Николай Чащин, который работает техником в лаборатории. Тема его дипломного проекта будет связана с обработкой композитов. «Работа ведется интенсивно, сроки жесткие. Считаю, что мне очень повезло, так как еще студентом я работаю на таком высокотехнологичном оборудовании», - отметил студент.
Иркутский авиазавод отмечен дипломом Союза авиапроизводителей

22 Май 2014

Наблюдательный совет некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей" наградил Иркутский авиационный завод - филиал ОАО Корпорация "Иркут" дипломом III степени "За достижение высоких результатов в реализации программ производства новой авиационной техники". Кроме ИАЗ, дипломов Союза авиапроизводителей также удостоены ФГУП "НИИСУ", ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "Роствертол", ОАО "Авиасалон", ОАО "Редуктор-ПМ".

Специалисты службы бережливого производства Иркутского авиазавода побывали в Нижнеудинском отделении ВСЖД

21 Май 2014

Цель визита на ВСЖД - знакомство с опытом реализации инструментов бережливого производства на российских предприятиях, предусмотренного Программой развертывания "Lean-менеджмента" на ИАЗ в 2014 году.

ПРОВЕДЕНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РЯДА ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТАНОВКИ УПРАВЛЯЕМОГО ПРОКОЛА ГРУНТА УНП-40Б

21 Май 2014

На производственной базе «Энерпром» проведено техническое обучение специалистов ряда предприятий Сибири и Дальнего Востока по эксплуатации установки управляемого прокола грунта УНП-40Б.

«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

21 Май 2014

           В целях реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328, разработаны следующие механизмы поддержки субъектов промышленной деятельности

Гибридную силовую установку для автомобиля запатентовали изобретатели ИрГТУ

21 Май 2014

Ученые НИ ИрГТУ получили патент на гибридную силовую установку для автомобиля, использующую энергию отработавших газов. Разработка позволяет значительно увеличить КПД двигателя, а также улучшить топливно-экономические показатели автомобиля и снизить токсичность выхлопных газов.